Издание Об-ва любителей духовного просвещения (ОЛДП), выходившее с янв. 1869 г. с разрешения Синода. С 1880 по апр. 1917 г. и в 1918 г. выходило под заглавием «Московские церковные ведомости» («М. ц. в.»), в мае-дек. 1917 г.- «Московский церковный голос»; в 1918 г. издавалось Московской духовной консисторией. Журнал (в 1875-1906 в подзаголовке именовавшийся газетой) выходил с 1869 г. еженедельно и состоял из офиц. и неофиц. отделов, в 1869-1870 гг. они имели общую пагинацию (притом что пагинация номеров была только в эти годы раздельной), в 1871-1894 гг. отделы имели не только раздельную пагинацию, но и самостоятельную нумерацию; 52 регулярно выходившим номерам неофиц. отдела соответствовало от 25 до 44 нерегулярных номеров офиц. отдела, к-рый в 1873-1879 (?) гг. имел заглавие «Постановления и распоряжения правительства», в 1873-1876 гг.- колонтитул «Прибавление к Московским епархиальным ведомостям». В янв.-апр. 1917 г. вышли № 1-14 (все сдвоенные), «Московский церковный голос» выходил с новой нумерацией (№ 1-43, причем № 1-29 выходили дважды в неделю, а № 30-43 - еженедельно). В янв.-мае 1918 г. журнал выходил 2 раза в месяц (№ 1-10), в июне-авг.- ежемесячно (№ 11-13), последний номер вышел 30 авг./12 сент.
Редактирование офиц. и неофиц. отделов было раздельным с апр. 1892 по июль 1893 г. и в 1895-1917 гг. В 1869-1892 гг. редактором был свящ. Виктор Рождественский (с 1877 протоиерей); долгое время редакция располагалась в его квартире при ц. Ризоположения на Донской ул. Далее неофиц. отдел редактировали свящ. Николай Копьев (май 1892 - июль 1893), свящ. Иоанн Соловьёв (1893-1894), свящ. Иоанн Мансветов (1895-1906; впосл. протоиерей), ректор ДС архим. Анастасий (Грибановский; впосл. митрополит, первоиерарх РПЦЗ (1906)), прот. сщмч. Иоанн Восторгов (в 1906 и 1916), сщмч. Василий Соколов (1915-1916), свящ. М. Д. Смирнов (1917; впосл. протоиерей), секретарь консистории В. Ф. Трелин (1917-1918), преподаватель семинарии сщмч. Николай Розанов (1918). Офиц. отдел редактировали свящ. Н. Копьев (1892), секретарь консистории Н. П. Спасский (1892-1893), свящ. И. Соловьёв (1893-1894), секретари консистории А. И. Проволович (1895-1905), П. П. Беллавин (1905-1913), И. Н. Барилов (1913-1915) и Трелин (1915-1917).
Согласно утвержденной Синодом программе, в офиц. отделе должны были печататься: «Высочайшие указы, грамоты и рескрипты, относящиеся к духовенству, указы и распоряжения Синода; распоряжения московского епархиального начальства, извлечения из отчетов и протоколов по разным частям епархиального управления; постановления и распоряжения московского училищного совета, московского комитета грамотности и московского земства, насколько последние будут касаться дела народного образования, известия об открытии церковноприходских и начальных народных училищ и о состоянии их, сведения о приходских попечительствах, церковных братствах и других благотворительных учреждениях в Московской епархии» (1869. № 1. С. 16; № 45. С. 11). В этом же отделе печатались ретроспективные подборки документов, как, напр., собранные прот. Иоанном Благовещенским «Предписания и распоряжения по духовному ведомству Московской епархии с 1824 по 1869 г.» (1869. № 27. С. 5-6; № 28. С. 4-6; № 29. С. 3-4; № 30. С. 3-4; № 32. С. 6; № 33. С. 3-4; № 34. С. 4-6; № 36. С. 4-6; № 40. С. 2-3; 1870). В некоторых случаях публикация церковно-статистических материалов начиналась в офиц. отделе (Краткие сведения о соборах и церквах г. Москвы и Московской губ. // 1869. № 42. С. 7-8; № 46. С. 1-3; № 49. С. 2-4; 1870. № 10. С. 6; № 16. С. 5; № 18. С. 7; № 24. С. 4-5; № 29. С. 5; № 34. С. 6-7; Краткие сведения о соборах и церквах в уездных городах Московской губ. // 1870. № 37. С. 3-4; № 39. С. 4-5; № 46. С. 6-7; 1871. № 22. С. 52), их публикация продолжалась в неофиц. отделе (Краткие сведения о церквах Московской епархии // 1871. № 27. С. 260-262; № 29. С. 276-277; № 38. С. 364-365; № 43. С. 424-425; 1872. № 40. С. 322-323, № 42. С. 339-340; № 45. С. 478; 1873. № 3. С. 27; № 4. С. 33-34; № 28. С. 274-275; № 29. С. 280-281; № 30. С. 287-288; № 31. С. 300-301; № 32. С. 308-309; № 34. С. 320-321; № 35. С. 327-328; № 36. С. 339-340; № 37. С. 343-344; № 38. С. 350; № 39. С. 361; № 41. С. 378; № 42. С. 389; № 43. С. 396-397; № 45. С. 416; № 46. С. 426; № 47. С. 438; № 48. С. 457; № 49. С. 471; № 50. С. 486; 1874. № 5. С. 52-53; № 6. С. 67; № 7. С. 78-79; № 9. С. 102-103).
Согласно программе неофиц. отдела, в нем должны были публиковать следующие материалы: «1. Епархиальная статистика, церковная археология и история. Сведения и заметки о религиозном и нравственном состоянии народа и средствах к возвышению оного; о местных ересях и расколах, предрассудках, суевериях, поверьях; о благочестивых обычаях и обрядах, о крестных ходах, особенно чтимых святых иконах, мощах святых угодников, описание древних замечательных утварей церковных, соборов, монастырей, церквей; жизнеописания пастырей Московской церкви и других лиц, оставивших по себе добрую память в епархии… вообще обо всем достопримечательном в епархии. 2. Современное обозрение… Сведения обо всем замечательном в других епархиях… библиографические заметки… статьи по поводу… современных вопросов, возбуждаемых в литературе и имеющих отношение к православной вере, церкви, духовенству, религиозно-нравственному состоянию народа и т. п. 3. Разные известия и заметки» (1869. № 1. С. 16). Эта неформальная программа, заинтересованность издателей и редакторов в ее осуществлении, наличие подготовленных и талантливых авторов сделали журнал незаменимым источником для изучения истории московских и подмосковных мон-рей, церквей, их святынь и древностей, церковных учреждений епархии, биографий и генеалогии московского духовенства. Жизнь старообрядческих, сектантских и инославных общин, религ. и общественные вопросы, волновавшие церковное общество на протяжении 50 лет (прежде всего вопросы духовного просвещения, миссионерства, отношений Церкви, с одной стороны, и гос-ва, общества, культуры - с другой, часто выходящие далеко за пределы епархии), находили отражение на страницах журнала.
В добавление к этой программе с 1870 г. был введен регулярный раздел поучений и назидательных проповедей «Воскресные беседы». Отдельные оттиски опубликованных материалов этого отдела в 1870-1879 гг. выходили в виде еженедельных нумерованных листков (см. «Воскресные беседы»), авторские или анонимные гомилетические материалы были обязательной принадлежностью каждого номера журнала на протяжении всех последующих лет его издания. С 1880 г. в связи с закрытием издававшегося в 1874-1879 гг. Миссионерским об-вом ж. «Миссионер» значительно увеличивается количество статей и заметок, посвященных внешней и внутренней миссии. Больших публикаций на богословские и церковно-исторические темы, выходивших за пределы практических нужд и за границы истории Московской епархии, в журнале не было, но московской церковной старине было посвящено немало краеведческих и археографических материалов, таких как статьи синодального ризничего иером. Иосифа (Левицкого; впосл. схиархимандрит Иларион) «Московская Патриаршая, или Синодальная, библиотека» (1869. № 8. С. 4-5), «Краткие сведения о достопримечательнейших предметах, находящихся в Патриаршей, или Синодальной, ризнице» (1869. № 14. С. 10-15), «Краткие сведения о соборах и монастырях, находящихся в Кремле» (1869. № 32. С. 6-8; № 33. С. 4-5; № 34. С. 8; № 35. С. 6-7; № 36. С. 6-7; № 38. С. 4-5; № 39. С. 8-10; № 42. С. 3-5); Розанова «Дополнительные сведения о состоянии церквей и духовенства г. Москвы во время нашествия неприятельского в 1812 г.» (1871. № 35. С. 335; № 37. С. 353-355; № 38. С. 362-363); И. Ф. Токмакова «Историко-библиографические заметки о московских святынях» (1880. № 36. С. 440-441; № 38. С. 471-472); ряд статей свящ. Николая Скворцова об уничтоженных церквах Москвы и Московского у. (1895-1898, 1902-1904); прот. Александра Никольского «Богослужение в московских церквах в 1812 г.: Из истории неприятельского нашествия на Москву в 1812 г.» (1912. № 15. С. 389-396); прот. Михаила Соболева «Собор Христа Спасителя в Москве, как памятник о великой милости Божией и доблестных деяниях предков, явленных в спасении России в тяжкую годину 1812 г.» (1911. № 21. С. 458-460; № 24. С. 516-519; № 25. С. 534-537; № 26/27. С. 562-565; № 37. С. 848-851; № 38. С. 866-873; № 39. С. 890-893; № 42. С. 968-970; № 43. С. 990-992; № 44. С. 1016-1019; № 45. С. 1064-1067; № 47. С. 1090-1095), а также ряд статей и заметок, посвященных отдельным мон-рям, храмам, их святыням и духовенству.
На страницах журнала самым подробным образом отражалась деятельность ОЛДП и его С.-Петербургского отдела, издания об-ва анонсировались в «Объявлениях» и рецензировались в библиографическом отделе. Почти все редакторы неофиц. отдела и мн. авторы были членами ОЛДП.
В качестве приложений к «М. е. в.» и «Московским церковным ведомостям» были изданы: Извлечения из протоколов Московского об-ва любителей духовного просвещения (1870), Полное собрание резолюций митр. Московского и Коломенского свт. Филарета (Дроздова) (1907-1916), Устав церковно-приходских братств трезвости в Московской епархии (1909), Журналы заседаний съезда духовенства Московской епархии (1915, 1917), назидательные брошюры и листовки, а также периодические издания - ж. «Братское слово» (1906, 1908-1909), еженедельный листок «Московский благовест» (1906-1915).
Издание «М. е. в.» возобновилось в 1990 г. как офиц. орган Московской (областной) епархии по инициативе митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) с благословения патриарха Московского и всея Руси Пимена. В 1990-1995 гг. журнал издавался нерегулярно (от 1 до 3 номеров в год), с 1996 г. издается ежемесячно. Бессменным главным редактором является митр. Ювеналий. В издательском анонсе сообщалось, что «М. е. в.» будет публиковать материалы вероучительного, исторического и святоотечески-назидательного характера, а также информацию о жизни Московской епархии. Уже через неск. лет журнал превратился в богато иллюстрированную разностороннюю летопись церковной жизни Подмосковья (Ювеналий (Поярков), митр. К 15-летию журнала «М. е. в.» // 2005. № 1/2. С. 3-4). Из офиц. материалов в нем регулярно печатались указы Управляющего епархией, сведения об архиерейских богослужениях, новости церковной жизни по благочиниям, извлечения из епархиальных отчетов и резолюции, наложенные на них патриархом, сведения о награждениях и юбилеях клириков, отчетные и обзорные материалы епархиальных отделов, а также выборочно документы общецерковного значения (соборные, синодальные, патриаршие определения и обращения и т. п.).
В 1991-2011 гг. в журнале широко отражалась деятельность Синодальной комиссии по канонизации святых, печатались материалы по агиологии, напр. статья прот. Павла Недосекина «Канонизация святых» (1991. № 1. С. 31-37), доклад прот. Александра Салтыкова «Значение прославления святых на юбилейном Архиерейском Соборе» (2001. № 1. С. 34-39), слово митр. Ювеналия на конференции «Мученики ХХ века - новому тысячелетию» (2001. № 11/12. С. 48-52), серия статей «К вопросу о канонизации царской семьи» (1996-1997), а также Жития новопрославленных святых, по большей части новомучеников и исповедников, новые богослужебные тексты: «Служба святым царственным страстотерпцам» (2002. № 1/2. Вкл.), «Служба новомученикам и исповедникам Российским» (2002. № 5/6. Вкл. С. I-XVI), общие службы новомученикам и исповедникам по чинам святости (2005. № 7/8. С. 156-163; 2007. № 1/2. С. 156-160; № 9/10. С. 165-169; № 11/12. С. 184-188; 2008. № 5/6. С. 208-212; № 7/8. С. 174-178; № 11/12. С. 200-204), «Акафист свт. Филарету, митр. Московскому и Коломенскому» (2005. № 1/2. С. 114-118); агиографические публикации, в основном о святых Московской епархии, публиковались и в последующие годы.
Продолжая традиции дореволюционных епархиальных журналов, «М. е. в.» печатали исторические статьи о мон-рях, храмах, святынях епархии, другие краеведческие материалы; проповеди (в рубриках «Из гомилетического наследия ХХ в.», «Слово пастыря», «Церковная проповедь»); дидактические материалы (рубрики «Воскресная школа», «Духовное образование и катехизация»), заметки «Из пастырской практики», рецензии на книги и обзоры новых книг, в первую очередь изданных Московской епархией, некрологи. В рубрике «История православных праздников» преимущественно печатались статьи прот. Николая Погребняка по эортологии и иконографии (ныне епископ Балашихинский) (с 2003 по 2017), публикации «Беседы о церковном пении» иером. Павла (Коротких) (2009. № 3/4. С. 180-185; № 5/6. С. 148-153; № 7/8. С. 194-199; № 9/10. С. 148-155; № 11/12. С. 166-173; 2010; № 1/2. С. 183-190; № 3/4. С. 147-152; № 5/6. С. 200-203), серия статей о церковных композиторах и регентах свящ. Анатолия Трушина (2015-2017), статьи по церковной археологии «Генезис и эволюция иконографии Креста в ранней Церкви» прот. Павла Недосекина (2016. № 8. С. 85-92; № 9. С. 81-91; № 12. С. 85-92). Уникальные сведения по церковной истории ХХ в. содержат «Мои воспоминания» К. В. Быковой (2014. № 3/4. С. 128-133; № 5/6. С. 184-191; № 7/8. С. 184-190; № 9/10. С. 161-166; № 11/12. С. 134-141). Епархиальными отделами, благочиниями, монастырями и приходами Московской (областной) епархии регулярно на протяжении мн. лет издаются десятки периодических изданий (об этом см.: Иванов Петр, свящ. «Церковная периодика Московской епархии» (2001. № 7/8. С. 9-11); Погребняк Н., прот. «О работе епархиального отдела по СМИ» (2005. № 7/8. С. 102-113)).
В Московской (городской) епархии отсутствие епархиального журнала отчасти замещают изданием с 1993 г. газ. «Православная Москва» (с 2000 регулярно 2 раза в месяц).